Петр Иванович Лукирский (1894–1954)

Выдающийся экспериментатор. Основатель российских научных школ в области физической электроники, физики рентгеновских лучей и ядерной физики.

Родился в Оренбурге в семье землемера. В 1916 году окончил Санкт-Петербургский университет, в 1918–1954 годах — сотрудник и руководитель научных работ в Физико-техническом институте, в 1934–1938 годах первый заведующий кафедрой электричества физического факультета ЛГУ (ныне кафедра электроники твердого тела), в 1936–1938 годах — директор НИФИ ЛГУ. Репрессирован в 1938–1942 годах. Член-корреспондент АН СССР (1933), академик с 1946 года.

Вел преподавательскую и научно-исследовательскую работу в ЛГУ с 1919 до 1938 года. Здесь совместно с Н. Н. Семеновым он выполнил первое исследование в области физической электроники, изучив рассеяние электронов поверхностью жидкой ртути. Было установлено наличие упруго и неупруго отраженных электронов в рассеянном потоке (1923). В это же время были начаты работы по исследованию фотоэффекта твердых тел. Используя уникальные возможности изобретенного им метода задерживающего поля в сферическом конденсаторе (конденсаторе Лукирского), он получил не только интегральные характеристики фотоэмиссии, но и энергетические спектры выбитых электронов, внеся вклад в обоснование квантовой природы взаимодействия света с твердыми телами (1928). П. И. Лукирскому удалось заполнить существовавший до того пробел в спектре электромагнитных волн — измерить спектры мягкого рентгеновского излучения углерода, алюминия и цинка, а также дисперсию рентгеновского излучения (1928).

В стенах ЛГУ П. И. Лукирским были начаты работы по ядерной физике. Основное внимание было сосредоточено на исследовании взаимодействия нейтронов и мезонов с ядрами. Им было впервые доказано существование неупругого рассеяния нейтронов тяжелыми ядрами. П. И. Лукирский — автор монографий, вошедших в золотой фонд российской науки: «Основы электронной теории» (1923), «О фотоэффекте» (1933), «Нейтрон» (1935).

«Петр Иванович был блестящим человеком. Не в смысле внешнего блеска, утонченных манер или умения одеваться, а в смысле блеска и щедрости ума. Мне кажется, что он походил на пушкинского Моцарта, который походя разбрасывал искры своего таланта, не очень заботясь об их дальнейшей судьбе» (Профессор В. Н. Лепешинская).

  • Просмотров: 11185