Двое преподавателей СПбГУ стали победителями конкурса «Знание.Лектор»

В Москве состоялось подведение итогов четвертого сезона всероссийского конкурса «Знание.Лектор», в финале которого соревновались 140 сильнейших участников из 52 регионов России. По итогам отбора одними из лучших просветителей страны были признаны лекторы общества «Знание» доцент СПбГУ Полина Лобанова и старший преподаватель Илья Блашков.

Подробнее...

День открытых дверей на Лабораторной экспериментальной площадке для школьников

16 февраля 2025 года в Университете пройдет День открытых дверей Лабораторной экспериментальной площадки для школьников Образовательного ресурсного центра по направлению «Физика» Научного парка СПбГУ.

Подробнее...

Физики СПбГУ создали архитектуру для сверхбыстрых нейросетей нового поколения

Ученые Санкт‑Петербургского государственного университета разработали поляритонные нейроны для ультрабыстрых нейроморфных систем, способных распознавать рукописные цифры и голосовые команды эффективнее аналогов.

Подробнее...

День Санкт Петербургского государственного университета

8 февраля (28 января) 1724 года — основание Санкт Петербургского университета. В этот день был издан указ Петра I о создании Петербургской академии наук и Университета. Праздник внесен в Закон Санкт Петербурга «О праздниках и памятных датах в Санкт Петербурге» 16 октября 2024 года.

7–20 февраля 2025 года в СПбГУ пройдет цикл праздничных мероприятий.

Подробнее...

День открытых дверей музеев СПбГУ

8 февраля 2025 года, в день рождения Университета, музеи СПбГУ можно будет посетить бесплатно в составе экскурсионных групп, некоторые из них будут доступны для индивидуального осмотра.

Подробнее...

Профориентационные и информационные мероприятия по физике для школьников в 2025 году

График проведения Профориентационных и информационных мероприятий по физике для школьников в Образовательном ресурсном центре по направлению физика, Научный парк СПбГУ в 2025 году

Подробнее...

Оценка последствий изменения климата в контрастных средах с помощью комплексных наблюдений с высоких вышек, наземных и дистанционных наблюдений

Основной задачей проекта в рамках стратегии консорциума университетов стран БРИКС является объединение усилий и инфраструктуры исследовательских групп направленных на: улучшение качество мониторинга антропогенных компонентов атмосферы; обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям.

В 2024 году в научной группе под руководством заедующего кафедрой физики атмосферы, профессора СПбГУ, доктора физико-математических наук Евгения Федоровича Михайлова была реализована работа по I этапу проекта БРИКС № 075-15-2024-661 «Оценка последствий изменения климата в контрастных средах с помощью комплексных наблюдений с высоких вышек, наземных и дистанционных наблюдений».

Целью проекта является оценка последствий климатических изменений в контрастных средах с помощью комплексных наблюдений с высоких вышек, наземных и дистанционных наблюдений для повышения эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений.

Все научные исследования по гранту были выполнены в соответствии с планом работ I этапа научного исследования, представленного Приложением № 13 к Соглашению о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий от 9 октября 2024 года, № 075-15-2024-661:

1.1. проведен мониторинг микроструктуры химического состава аэрозолей на станции высотной мачты ZOTTO

1.2. обработаны данные аэрозольных измерений на станции ZOTO за период с 2010 г. по 2024 г.
1.3. сопоставлены оценки экосистемных потоков углерода, полученных путем усвоения данных спутниковых измерений CO2 атмосферно-биосферной моделью, c независимыми данными, включая данные измерений нетто-экосистемного обмена (NEE) на станции ZOTTO методом вихревой ковариации

1.4. исследованы возможности определения содержания атмосферных газов — фитотоксикантов (SO2, NH3, C2H4), оказывающих влияние на процессы вегетации и фотосинтеза растений: разработка, адаптация и тестирование методик определения содержания SO2, NH3, C2H4 в атмосфере по высокоразрешенным ИК-спектрам прямого солнечного излучения

1.5. сопоставлен массив доступных данных по газовым и аэрозольным компонентам, полученных на станциях атмосферного мониторинга стран БРИКС

1.6. проведен предварительный анализ тенденций изменения основных климатических переменных, аэрозолей и парниковых газов с использованием многолетних данных, полученных на фоновых станциях Китая, а также результатов исследований эмиссий первичных загрязнителей и предвестников вторичных загрязнителей атмосферы, полученных от партнеров (Институт физики атмосферы Академии наук Китая)

1.7 проведен анализ сезонных тенденций изменения фоновых концентраций климатических значимых аэрозолей и парниковых газов на основе уже имеющихся данных мониторинга, полученных от ATTO, а также на основе результатов исследований эмиссий первичных загрязнителей и предвестников вторичных загрязнителей атмосферы от партнеров (Институт физики университета Сан-Пауло, Бразилия)

1.8. проведена оценка возможности эффективного использования БПЛА для решения экологических и климатических задач (Индийский технологический институт Мадраса, Индия)

1.9. проведены измерения и анализ аэрозолыных фракций PM 2.5, РМ 10 и газовых оксидантов NO2 и SO2 в городах Южной Африки, оценка связи хронических заболеваний с уровнем концентрации аэрозолей фракции РМ2.5 (Университет Претории, ЮАР)

Соответствующие результаты реализации I этапа проекта были получены при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Naked Science: Что общего у квантовой физики и воли человека? Интервью с Алексеем Кавокиным

Руководитель Лаборатории оптики спина Санкт-Петербургского государственного университета профессор Алексей Кавокин, рассказал о том, как совмещать успешную работу в физике и литературе, об экситонах и фотонах, о жидком свете, поляритонике и о мировом лидерстве России в этой области.

Подробнее...