В Санкт-Петербургском государственном университете прошла церемония награждения студентов СПбГУ — победителей и призеров Открытой международной студенческой интернет-олимпиады. В 2015 году универсанты показали очень высокий уровень, завоевав 21 медаль.
Студенты СПбГУ показали отличные результаты в различных областях знаний: по физике, химии, экономике, статистике, экологии, информатике и теоретической механике. По итогам финального тура по математике, который традиционно проходил в Йошкар-Оле, трое студентов Университета заняли лидирующие позиции. Звание абсолютного победителя и золотая медаль были присвоены Будимиру Баеву, студенту 2 курса СПбГУ. Серебряные медали завоевали Данила Боровков (1 курс) и Михаил Широбоков (3 курс). Все трое медалистов приглашены на суперфинал олимпиады, который состоится в октябре 2015 года на базе Ариэльского университета в Израиле.
Михаил Широбоков участвовал в интернет-олимпиаде уже третий год подряд. В 2015 году он завоевал четыре медали: золотые — по физике и теоретической механике, серебряные — по информатике и математике. «У меня очень большой "олимпийский" стаж. В различных интеллектуальных соревнованиях я участвую с пятого класса, — рассказывает студент 3 курса СПбГУ. — Думаю, что и этот опыт помогает мне успешно справляться с заданиями на студенческой интернет-олимпиаде».
Всем победителям и призерам олимпиады были вручены дипломы и медали. Особые слова благодарности прозвучали в адрес идейного вдохновителя и тренера универсантов, которые участвовали в интеллектуальном соревновании, профессора кафедры информационных систем СПбГУ Сергея Перегудина.
Открытые международные студенческие интернет-олимпиады проводятся с 2008 года с использованием инфокоммуникационных технологий и являются самыми массовыми студенческими интеллектуальными состязаниями. В условиях глобализации образования интернет-олимпиады дают вузам возможность заявить о себе в рамках образовательного пространства не только России, но и на международном уровне. Эти соревнования помогают ребятам раскрыть свой творческий и научный потенциал, а также стимулируют их заниматься исследовательской деятельностью.
В 2014/15 учебном году Открытая международная студенческая интернет-олимпиада проходила для студентов 1–3 курсов по следующим дисциплинам: экономика, теоретическая механика, экология, сопротивление материалов, статистика, информатика, физика, химия и математика.
Первый тур Открытой международной студенческой интернет-олимпиады проводится в вузах, подавших заявку на участие в соревнованиях. Второй (региональный) тур проводится по федеральным округам в базовых вузах в форме компьютерного тестирования (режим онлайн). Уже шестой год подряд Санкт-Петербургский государственный университет становится такой базовой площадкой для студентов из Северо-Западного федерального округа. Третий (всероссийский, международный) тур олимпиады по дисциплине «Математика» проводится в Йошкар-Оле.
AdmirorGallery 5.2.0, author/s
Vasiljevski &
Kekeljevic.
В рейтинге QS University Rankings: BRICS Санкт-Петербургский государственный университет занял 15 место из 100 лучших университетов стран БРИКС, куда входят Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР.
Подробнее...
В рейтинге QS University Rankings: BRICS Санкт-Петербургский государственный университет занял 15 место из 100 лучших университетов стран БРИКС, куда входят Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР.
Британская компания QS подготовила третий выпуск рейтинга ведущих вузов стран БРИКС. Как и в предыдущие годы, Санкт-Петербургский университет сохранил свои позиции, войдя в Топ-15 ведущих вузов стран с развивающимися экономиками.
СПбГУ получил один из самых высоких баллов по такому показателю, как академическая репутация, — 96,9 из 100. Выросло и значение показателя «Репутация у работодателей»: в этом году Университет получил 86,5 балла (в 2013 — 82,4 балла). Эти результаты коррелируют с данными репутационного рейтинга университетов мира по версии журнала Times Higher Education, в который СПбГУ впервые вошел в этом году и сразу попал в группу вузов, занимающих 71–80 места в числе 100 наиболее авторитетных и престижных университетов мира с лучшей академической репутацией.
В рейтинге 2015 года улучшились и количественные значения многих других показателей. Так, СПбГУ сохранил высокий балл по соотношению численности студентов и преподавателей (96,9 из 100). Сразу на 10 баллов вырос показатель интернационализации контингента обучающихся — этот критерий отражает репутацию и привлекательность вуза в глазах иностранных абитуриентов.
На 14 % по сравнению с прошлым годом увеличилось число научных публикаций СПбГУ в ведущих изданиях мира, что отразилось на росте показателя публикационной активности в расчете на одного сотрудника. Одновременно на 15 % по сравнению с прошлым годом и на 35 % по сравнению с 2013-м выросло число цитирований работ ученых СПбГУ, а значит, «репутация» научных результатов. Увеличилась и доля иностранных научно-педагогических работников в кадровом составе Университета (на 5 % с 2013 года).
«Значительное повышение репутации Санкт-Петербургского университета в академической сфере и среди работодателей — это результат целенаправленной политики СПбГУ: мы открыты к диалогу с ведущими учеными мира и тесно сотрудничаем с более чем 350 вузами-партнерами. Только за последние годы в СПбГУ пришли работать свыше 300 новых исследователей. Сегодня среди сотрудников нашего университета ученые из 37 стан мира, многие из которых — звезды современной науки, — отметил ректор СПбГУ Николай Кропачев. — Прозрачные конкурсы на получение грантов для ведения исследований, Научный парк СПбГУ, открытый для ученых всего мира, активное участие ведущих работодателей России в процессе подготовки студентов нашего вуза, которые через несколько лет успешно конкурируют на международном рынке труда, — всё это позволяет СПбГУ по праву считаться ведущим научным и образовательным центром на территории стран БРИКС».
Для информации:
Рейтинг университетов стран БРИКС (QS University Rankings: BRICS) формируется на основе оценки показателей работы вузов по восьми критериям:
- академическая репутация (30 %);
- репутация среди работодателей (20 %);
- соотношение числа студентов и профессорско-преподавательского состава (20 %);
- доля сотрудников с ученой степенью (10 %);
- количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника ППС (10 %);
- количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (5 %);
- доля международных сотрудников (2,5 %);
- доля иностранных студентов (2,5 %).
На сайте Университета проходит обсуждение вопроса о том, какую информацию целесообразно включить в дипломы об окончании СПбГУ. В настоящее время существует несколько предложений: сведения о месте прохождения студенческих практик, информация о победе и участии в значительных соревнованиях и конкурсах, данные о научно-исследовательской работе.
Подробнее — в материалах ректорского совещания, состоявшегося 15 июня.
Нет ни одного места на планете, где в той или иной мере медицинские учреждения не испытывали бы дефицита донорской крови. Изменить ситуацию могут искусственные заменители плазмы и других компонентов крови. Вот почему их разработка среди приоритетных задач ученых во всем мире уже более 30 лет.
Не менее важно продолжать исследования уже применяющихся веществ для восполнения объема циркулирующей крови. Поэтому Дарья Глазкова, учащаяся Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ, в рамках летней учебно-исследовательской практики по физике для обучающихся 10-х классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, взялась изучать молекулярные характеристики декстрана — полимера, используемого в растворах как плазмозаменитель. Результаты своей исследовательской работы она представила на отчетной конференции. «Следствием массированной кровопотери становится резкое снижение давления, что и приводит к смерти. Решить эту проблему достаточно легко. Нужно влить в организм человека другую жидкость. Можно влить донорскую кровь, и это сработает. Можно влить плазму, и это тоже сработает. Но и донорская кровь, и плазма — дорогие и трудно сохраняемые биологические среды. Поэтому ученые давно озадачились тем, чтобы создать жидкость, которая могла бы их замещать. Она должна отвечать многим параметрам: быть не токсичной, не накапливаться в организме и своевременно из него выводиться и т. п. В середине прошлого века придумали использовать для этих целей декстран — полимер глюкозы», — рассказала Дарья Глазкова. Однако, к сожалению, это не помогло решить проблему с оксидативным стрессом (процесс повреждения клетки в результате окисления). Из-за уменьшения количества эритроцитов кислород вовремя не доставляется до органов, он начинает окисляться, что приводит к появлению свободных радикалов. Причем процесс этот лавинообразный. В результате химический баланс клетки сбивается, и она погибает.
«Эту проблему решали, добавляя антиоксиданты в раствор. Но это было неэффективно. Поэтому сейчас ученые придумали соединить декстран с природным антиоксидантом кверцетином. Но декстран гидрофилен, а кверцетин гидрофобен. Их соединение будет обладать иными характеристиками, чем декстран не модифицированный, поэтому их нужно изучить. Но для начала нужно изучить тот декстран, который будут модифицировать, чтобы четче знать, что именно поменялось. Именно этим я и занялась, используя методы вискозиметрии и денситометрии», — пояснила Дарья. В ходе своей исследовательской работы она получила важнейшие характеристики полимера, а именно: его молекулярную массу, степень полимеризации, длину полимерной цепи, размер полимерного клубка, диаметр цепи полимера и т. п.
Не менее интересными были доклады «Траектория движения в ловушке Пеннинга», «Исследование взаимодействия потенциального противоопухолевого препарата B4 с тимусной ДНК in vitro», «Катастрофа в ферромагнетике», «Фазовые переходы в жидких кристаллах» и другие. Всего с отчетами о результатах исследовательских работ, выполненных в рамках летней практики по физике, выступили порядка 30 учащихся. Доклады пятерых из них были признаны лучшими. Кстати, все они — учащиеся Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ. Ценные призы за презентацию своих исследований получили Кристина Богданова («Получение наночастиц серебра путем управляемого синтеза и их свойства»), Владимир Фалин («Пептиды как биорегуляторы и биопротекторы»), Роман Боровцов (Температурная зависимость ширины запрещенной зоны нитрида галлия»), Егор Аникин («Исследование точности измерений координат приёмниками навигационных систем GPS и GLONASS») и Никита Демин («Движение заряженных частиц в магнитном поле Земли»).
Напомним, что летняя учебно-исследовательская практика по физике для обучающихся 10-х классов проводилась в СПбГУ в два потока: с 1 по 13 июня и с 15 по 26 июня и охватила 80 школьников. Основной пул составили учащиеся Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ, приехали на практику и учащиеся губернаторского физико-математического лицея № 30, президентского физико-математического лицея № 239 и лицея № 419. Это уже вторая подобная летняя практика, реализуемая в Университете. В прошлом году пройти ее на базе СПбГУ смогли 62 десятиклассника.
Программа состоит из нескольких блоков: лекции, экспериментальная практика, экскурсии в ресурсные центры и работа в лабораториях. По итогам школьники представляют и защищают результаты своей исследовательской работы, которую они ведут на протяжении двух недель в рамках экспериментальной части практики. Подробнее читайте: «Школьников погружают в науку», «Современной биологии нужны физика и химия», а также статью «Подогреть интерес к науке» в ближайшем номере журнала «Санкт-Петербургский университет».
В зданиях СПбГУ были обнаружены неучтенные 15 кг марганцовки (это прекурсор, по действующим правилам, Университет не имеет права его хранить), а также около 100 литров концентрированной серной кислоты, непонятно откуда взявшейся.
Всего за 2013 и 2014 гг. в СПбГУ было собрано и поставлено на учет 30 тонн химических реактивов, значительная часть которых никакого отношения к Университету не имеет.
Подробнее об этой и других темах, обсуждавшихся на ректорском совещания 8 июня, читайте здесь.
На Елагином острове прошел крупнейший технологический фестиваль в Европе — Geek Picnic. В работе научного лектория приняли участие ученые из СПбГУ.
Подробнее...
СПбГУ постоянно повышает уровень и качество сервисного обслуживания проживающих в Студгородке, а также расширяет спектр услуг. Все они востребованы. Вот уже пятый месяц в общежитии № 14 (ул. Ботаническая, д. 64, к. 2) работает прачечная самообслуживания, услугами которой воспользовалось без малого 600 человек.
Она оборудована современными профессиональными стиральными машинами и сушилками. Сама услуга более чем доступна. Так, стирка и сушка 5 кг белья обойдется студенту всего в 170 рублей (с тарифами на услуги прачечной можно ознакомиться здесь). Столько, к примеру, стоит кофе и Биг Мак в известной сети ресторанов быстрого питания.
Еще одна современная прачечная самообслуживания работает в общежитии № 17 на 5-й линии В. О., д. 66. Помимо прачечных в СПбГУ имеются постирочные со стиральными машинами (например, в общежитиях № 4, 19 и 18).
Понятно, что привести в порядок одежду не единственная потребность проживающих в общежитиях студентов. Так, в Петергофе студенты могут, не выходя за пределы территории Студгородка, посетить парикмахерскую, купить продукты в магазине, а также заняться спортом. Причем как на открытом воздухе, так и в помещении. К услугам студентов три спортивные площадки (для футбола, волейбола и баскетбола), а также площадка с уличными тренажерами (для наибольшего удобства на ней установлено специальное травмобезопасное резиновое покрытие), брусьями и всесезонными столами для настольного тенниса. И кстати, все спортплощадки находятся в открытом доступе, пользоваться ими студенты могут абсолютно бесплатно.
Ну а для тех, кто хочет прокатиться с ветерком, в теплое время года работает пункт проката спортивного инвентаря (велосипеды, роликовые коньки). Независимо от погоды за окном в общежитиях № 13 (ул. Ботаническая, д. 66, к. 4), № 17 (5-я линия В. О., д. 66) и № 18 (8-я линия В. О., д. 77а) для студентов открыты тренажерные залы. В здании общежития № 20 (ул. Ботаническая, д. 70, к. 1) работает бильярдный зал, где периодически проводятся соревнования среди студентов.
Все это позволяет повысить комфорт проживания в общежитиях СПбГУ и комплексно решить многие бытовые вопросы.