РНФ: «Бегающие» электроны в квантовых ямах позволят генерировать короткие оптические импульсы

Ученые предложили теоретическую модель из двух квантовых ям, которая может лечь в основу устройств для формирования сверхкоротких оптических импульсов. Позже их будет возможно использовать для высокоскоростной передачи информации. Импульсы в предложенной системе испускаются электронами, «бегающими» в квантовых ямах и отскакивающими от их стенок подобно упругим мячикам. Результаты исследования, поддержанного грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Optics Letters.

Повышение скорости передачи и обработки информации требует использования все более коротких электромагнитных импульсов. Импульсы в радиодиапазоне — такие используются в радиосвязи — из-за их большой длительности уже исчерпали свои возможности. Актуальны импульсы оптического диапазона, длительность которых на порядки меньше. Они активно применяются при оптической передаче данных, которая используется в современных компьютерах, бортовых космических, самолетных и корабельных системах связи. При этом чем короче импульсы и чем выше частота их излучения прибором, тем лучше скорость передачи данных. Существующие в настоящее время подходы к генерации сверхкоротких высокочастотных импульсов, в частности, оптических, требуют громоздких и сложных экспериментальных установок, поэтому ученые разрабатывают новые компактные системы и устройства.