На первых курсах вуза в отношении к учебной литературе (научная, за редким исключением, еще мало читается) преимущественно действует следующий принцип: прочитай — пойми — запомни — перескажи или примени в учебно-практической работе. И, несмотря на то, что иногда студенты получают творческие задания и читают более сложную литературы, отмеченный принцип все же является ведущим. Это вполне объяснимо: студенты должны сначала освоить базовые дисциплины своей будущей специальности.
Остановимся на компоненте «понять» комплексной установки. Прочитанную фразу нужно понять в смысловом (содержательном) отношении для того, чтобы суметь пересказать «своими словами» и самостоятельно сформулировать ее основной смысл. Студент, как правило, суть темы понимает, а связь между нею и «соседней» или более отдаленной в текстовом пространстве темой — нет, а на деле они взаимосвязаны, как и соответствующие части, стороны объекта данной науки. Таким образом, проблема культуры чтения учебной литературы — это, прежде всего, проблема широты, глубины усвоения данной научной дисциплины, научной информации.
Выработка умений и навыков чтения учебной литературы должна проводиться студентом самостоятельно и прежде всего на изучаемом в данное время материале.
Приступая к чтению учебника, студент должен отдавать себе отчет в том, для чего он это делает. Нередко, однако, он ограничивается ближайшей целевой установкой: ответить на семинаре или экзамене. Эти, по существу промежуточные, цели связанны с контролирующей функцией учебного процесса, они заслоняют главные задачи: овладеть данной областью научного знания, получить прочную базу для дальнейшего освоения будущей специальности, стать специалистом широкого кругозора, высокой культуры.
Начиная чтение учебника или пособия, необходимо вспомнить, полистав конспект, обзорную лекцию по данной дисциплине, посмотреть оглавление, продумать последовательность и соотношение тем, прикинуть примерный объем текста на одну подготовку. Далее следует определить в этом общем контексте место данной конкретной темы, представить и обдумать ее общую содержательную структуру (по параграфам), связь между ближайшими структурными единицами. Затем следует определить себе кусок текста, относительно законченный на один прием чтения. Вначале это может быть один абзац, постепенно объем увеличивается. Прочитав отрывок, студент, обдумывая его, должен поставить себе ряд вопросов и ответить на них: О чем в целом здесь говорится? Что об этом говорится? Каким образом движется мысль? Какие опорные словосочетания здесь следует выделить? Если отрывок достаточно большой, то его надо разделить на составляющие, должны быть осмыслены связи между ними, а затем уже каждую составляющую более подробно проанализировать. Анализ должен завершаться синтезом — повторным, более глубоким уяснением содержания целого.
Очень важно, чтобы работа над учебным текстом была окрашена отношением личной заинтересованности.
Особого рассмотрения заслуживает вопрос об аналитическом чтении первоисточников, прежде всего по общественным дисциплинам. В большей степени это произведения, принадлежащие не к «чисто» научному, а научно-публицистическому или публицистическому стилям — из них нужно «извлечь научное содержание».
Первоисточник может требовать не столько наличия базовых знаний, сколько неторопливого чтения самого текста с остановками и паузами, которые дают возможность осмыслить прочитанное. Например, если студент начинает читать «Капитал» К. Маркса в обычном темпе, он не успевает понять тот материал, которым насыщена каждая фраза, каждое слово текста, не улавливает связи между высказываниями, между абзацами или более крупными частями текста. Поэтому довольно скоро он начинает сбиваться с последовательной цепочки мысли, так как осмысление материала требует от него все большего и большего напряжения и «челночных» возвратов к ранее прочитанному.
Такие «возвраты» малоэффективны, поскольку они фрагментарны и бессистемны. В конце концов человек может отчаяться в своей способности понять текст, так как его восприятие, не подготовленное достаточно полным, глубоким и гибким усвоением предыдущей информации, с каждой страницей будет все более затрудненным и сбивчивым. Однако, если студент не пожалеет времени и сил, проявит достаточную требовательность к себе и самодисциплину и, не торопясь, одолеет основополагающие параграфы, то дальнейшее чтение не будет вызывать у него трудностей. Прочитанный текст усвоится глубоко и надолго.
Чтение учебной и научной литературы студентами на старших курсах вуза отличается от чтения студентов младших курсов рядом существенных черт. Во-первых, меняется соотношение между собственно учебной и собственно научной литературой: значительно увеличивается удельный вес последней. Во-вторых, на старших курсах заметно усиливается компонент критико-аналитического отношения (осмысления) при чтении специальной научной литературы и первоисточников. В-третьих, укрупняются текстовые блоки и становится глубже усвоение информации. В-четвертых, заметно усиливается (формируется) аспект продуктивной переработки накопленных научных знаний и аспект практического применения знаний.
На старших курсах формируются базовые умения самостоятельной творческой научной деятельности, реализующиеся обычно в формах курсовой и дипломной работ, семинарских и кружковых докладов. Чтение научной литературы приобретает более избирательный и творчески целенаправленный характер.
При чтении научной литературы по избранной теме (проблеме) усиливается актуальность выборочного и выборочно-обзорного чтения. Выборочно, с особым вниманием прочитываются места, содержащие актуальную информацию. При выборочно-обзорном чтении учитывается вклад каждой отдельной публикации в разработку общей темы, и в текстах выделяются места, с этой точки зрения интересные.
Целесообразен дифференцированный подход к произведениям фундаментального характера, произведениям, освещающим отдельные проблемы и произведениям, в основном сообщающим и систематизирующим фактический материал. При чтении первых основное внимание должно быть обращено на формирование целостной концепции, на ее содержание и обоснование. При чтении вторых важно проследить путь авторского рассуждения, его логику. При чтении третьих необходимо выделить актуальный с точки зрения собственных творческих задач читающего фактический материал. Кроме того, на базе фактического материала у читающего могут возникнуть новые наблюдения или рассуждения применительно к разрабатываемой им теме.
Подчас трудно себе представить, какой богатейший и незаменимый кладезь мыслей, мнений, сведений представляют собой научные журналы, как много они могут дать читателю. Сфокусированные и сопоставленные в них тематические сведения обретают особую ценность.
С книгами все ясно. Редкая тема в них не отражается с должной полнотой. И когда хотят выяснитьчто-либо, обращаются к таким изданиям, как энциклопедии, справочники, указатели литературы. Подбирают библиотеку литературы на необходимую тему. Но в книгах вы новых сведений оперативно не найдете. Книги не отвечают на злободневные вопросы, так как от времени написания книги до выхода ее в свет иногда проходит не один год. Для журналов этот промежуток исчисляется несколькими месяцами. Поэтому именно здесь (в периодике) так отчетливо видна самая последняя информация по той или иной отрасли знаний. Необходимо лишь уметь отобрать ее, пропуская через «фильтры» своего интереса.
Наша задача — показать приемы работы с подобной научной литературой. Этой актуальной проблеме посвящены статьи в ряде периодических изданий, таких, как «Библиотекарь», «В мире книг», «Книжное обозрение» и др.
После беглого чтения журналов может возникнуть интерес, который приведет к более углубленному изучению вопроса по книгам. Для студентов, аспирантов и научных работников полезным является ежемесячный просмотр реферативных журналов, в которых даны рефераты и обзоры самых последних публикаций по интересующей проблеме.
Как начать знакомство с журналом? Конечно, недостаточно лишь прочитать его название и названия статей, в нем помещенных. Следует внимательно ознакомиться с содержанием и рубриками журнала, пролистать его (и не один случайный номер, а весь комплект за год-другой). Обычно в последних номерах журналов за год публикуются перечни всех изданных в году статей, в которых можно найти рубрики и темы, освещаемые в течение длительного времени.
Впервые просматривая журналы, отмечайте закладками заинтересовавшие вас места. Этот, казалось бы, такой простой прием экономит время, делает не нужным повторный поиск и, самое главное, стимулирует чтение. На закладках можно пометить отдельные необходимые места в статьях. Для более быстрого поиска напишите в верхней части закладок темы публикаций. Это поможет, не раскрывая журнал, подобрать статью с аналогичным содержанием для дополнительного изучения.
Затем можно планировать, что необходимо прочитать сегодня, а какие статьи отложить, как объединить различные публикации в единое целое.
Работая с журналами полезно использовать небольшие библиографические карточки двух видов — для журналов и для статей.
В карточках для учета номеров журналов отмечают, какие уже целенаправленно просмотрены, чтобы не возвращаться к номерам, с которыми вы уже ознакомились. Подобные карточки систематизируют работу и удобны тем, что достаточно на ней всего лишь пометить тему, под углом зрения которой вы читаете или просматриваете журнал.
Прорабатывая комплекты журналов, можно идти от настоящего к прошлому (тем более, что в журналах даются ссылки на статьи, опубликованные в прошлые годы), т.е., листая свежие номера журнала за текущий год, переходить к просмотру журналов прошлых лет. Результаты просмотра вы зафиксируете на карточке и будете уверенно продвигаться к цели.
Подчас при просмотре журнала и поиске статей на интересующую тему вы с сожалением пропускаете интересные, но выходящие за пределы темы публикации. Если в этот момент начать читать понравившиеся статьи, можно увести в сторону внимание, потерять связующую нить. Что делать в этом случае? Здесь необходим продуманный учет того, что уже прочитано и намечено к проработке. Для этого на карточках учета журналов следует регистрировать и темы, которые вас заинтересовали. Работу с номерами отмечают значками. Например, на карточке (рис. 1) показано, какие из номеров журнала «Геодезия и картография» целиком просмотрены (Ц), а в каких выделены материалы по теме «Географические информационные системы» (ГИС).
В карточках для отдельных статей, в отличие от карточек для учета номеров журналов, на лицевую сторону заносят фамилию автора, название статьи и журнала, его номер и год издания; на обороте отмечают самое интересное в содержании, а также сведения о предполагаемом использовании статьи.
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
|
Январь |
Ц |
Ц |
Ц |
|
Февраль |
Ц |
Ц |
||
Март |
Ц, ГИС |
Ц |
Ц |
Ц |
Апрель |
Ц |
Ц |
Ц |
|
Май |
Ц |
Ц |
||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
|
Июнь |
Ц |
Ц |
Ц, ГИС |
|
Июль |
Ц |
|||
Август |
Ц |
Ц |
Ц |
|
Сентябрь |
Ц, ГИС |
Ц, ГИС |
Ц |
Ц, ГИС |
Октябрь |
Ц |
Ц |
||
Ноябрь |
Ц |
Ц |
||
Декабрь |
Ц |
Ц — целиком просмотрены; ГИС — географические информационные системы.
Все статьи помечают на отдельных карточках. Это помогает установить очередность ознакомления с материалами журнала и одновременно дает возможность подобрать статьи на одну и ту же тему, для чего достаточно в каталоге поставить карточки в конкретном порядке.
Просматривая научные журналы в читальном зале, в них ничего не отметишь. В этой ситуации необходимо использовать другие способы. Прежде всего, это выписки в тетрадях. Однако удобнее выписки делать на отдельных листках-карточках, поскольку это дает возможность размещения по темам.
Здесь необходимо заметить, что выписки — это не всегда списанные куски текста. Польза выписок в том, что читатель формулирует мысль для себя более компактно, чем это дается в журнале. Выписки учат быстро воспринимать идеи, определять в статьях главное и нужное; они дисциплинируют читателя. Собственная формулировка делает мышление более совершенным, тренирует умение грамотно выражать мысли и идеи, облекать их в доступную и легкоусвояемую форму. Эти преимущества выписок дают основание рекомендовать их студентам, начинающим свой путь в науке, не только для учебы и самообразования, но и для будущей работы с научной литературой.
Каждую выписку полезно озаглавить, что позволяет в дальнейшем, не читая, сразу узнать ее содержание, легче раскладывать по темам. Но не все сразу могут давать краткие и точные заголовки. Однако не стоит жалеть труда и времени на развитие этих навыков
Выписки необходимы, чтобы выбирать из книг и журналов наиболее существенное, они помогают собрать нужные сведения по тем или иным вопросам, облегчают запоминание. Наконец, они особенно удобны в том случае, когда вам требуется собрать материал из разных источников на одну тему.
Выписки могут быть дословными (в этом случае их называют цитатами) и свободными, когда автор излагает прочитанное своими словами.
Бесспорно, что каждый из нас говорит на некотором «собственном» языке. Поэтому все, что мы формулируем, так или иначе переводится на этот «собственный» язык. Это, отнюдь не простой процесс. Характерной чертой является не только речевой, но и мыслительный акт, который превращает «чужой» текст в свой, наиболее легко усваиваемый и запоминающийся. В пользу выписок своими словами говорит и следующее: необходимо умение кратко и не в ущерб содержанию формулировать мысли. Умение приходит не сразу, но следует тренироваться. Результаты экспериментов свидетельствуют: собственная формулировка запоминается в семь раз быстрей, чем списанная. Учитывая это, можно сделать вывод: в тех случаях, когда нужно активизировать память, необходимо самому формулировать то, что нужно запомнить, а не стараться пассивно запечатлеть в памяти чужие слова.
Чтение всегда сопровождается составлением плана (в уме или на бумаге), который способствует более углубленному пониманию прочитанного, правильному выбору материала, его запоминанию и усвоению.
План-важнейшее средство организации умственной работы — имеет достоинства, которые выдвигают его в независимую, самостоятельную форму.
Это, во-первых, самая краткая запись, выражающая в немногих словах смысл объемных текстов. Набрасывая план, его легко можно переделывать, совершенствуя как по существу, так и по форме, постоянно продумывая содержание прочитанного.
Во-вторых, это отражение последовательности изложения и обобщения в яркой и легкообозримой форме. Хорошо составленный план раскрывает содержание произведения.
В третьих, план помогает восстановить в памяти содержание литературного источника и составить записи конспектов и тезисов. При подробном плане к курсовой, дипломной работам или научной статье можно легко и быстро выявить повторения и последовательность в изложении текста, улучшить запись, сделать ее логически четкой и последовательной.
И, наконец, он ускоряет проработку книг и других научных материалов, помогает при длительной работе над источником.
Поскольку план способствует активизации чтения, в отличие от конспектов и тезисов, которые, как правило, готовят только после полного ознакомления с материалами, его пункты необходимо фиксировать уже во время первоначального чтения. В дальнейшем план можно исправлять и уточнять. Подзаголовок в научном произведении, деление текста на абзацы облегчают формирование плана.
План имеет и свои недостатки. Слабым местом плана является то, что он часто не передает фактического содержания, а лишь упоминает о нем и о схеме его подачи. Следовательно, план можно использовать для воспроизведения в памяти хорошо знакомого текста или текста вскоре после составления плана, когда свежи его наметки.
Тезисы кратко формулируют и подытоживают написанное или излагаемое устно. Это положения, вбирающие в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор.
Формулировки тезисов должны быть четкими и краткими. Однако краткость не должна быть в ущерб содержанию, так как тезисы, как никакая другая запись, позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках. Тезисы ценны для критического анализа книги, статьи или доклада, поскольку при их использовании акцентируется, заостряется суть вопроса.
О тезисах принято говорить в двух аспектах:во-первых, когда имеют в виду способ выражения собственных научных размышлений (идей и разработок);во-вторых, когда говорят о способе изложения содержания какого-либо литературного источника.
В первом случае тезисы называют научными. Чтобы понять специфику таких тезисов, необходимо, прежде всего, осмыслить их предназначение. Обычно научные тезисы распространяют между участниками съезда, конференции либо какого-либо другого форума, до его начала. Это делается для того, чтобы участники могли получить более конкретные сведения о программе предстоящей работы, информативно и психологически подготовиться к ней: выделить наиболее актуальные для себя темы и проблемы, установить соотношение своего выступления с выступлениями других, прогнозировать возможности дискуссии и свое участие в ней, встречи по интересам и т.д. Кроме того, тезисы как бы создают аудиторию «заочных» участников форума, для которых важно в предельно экономной форме представить его содержательный актив. Наконец, тезисы имеют и более широкого и долговременного адресата — большое число специалистов, заинтересованных в получении соответствующей информации и в поисковой ориентировке. Публикуемые тезисы обычно совмещают все три предназначения, которые должны учитываться в первую очередь автором, а также редактором и читателем.
Как способ изложения содержания какого-либо литературного источника тезисы выражают главные, важные положения, обобщающие это содержание; в своей совокупности такие тезисы иногда носят характер главных выводов. Они могут составить отдельную самостоятельную запись, при необходимости отражающую содержание всего материала под тем или иным углом зрения. Часть тезисов можно записать в виде цитат. Такой метод используют при подготовке рецензий и аннотаций, для сравнения разных точек зрения, а также в случаях, когда необходима особая осторожность в выводах.
Умело составленные тезисы должны вытекать один из другого. Первый, открывающий записи, или последний, завершающий их, определяет содержание остальных тезисов либо подытоживает все предыдущее.
В окончательном виде тезисы нумеруют по порядку. При этом стараются рационально их разместить, что позволяет сделать тезисы краткими, избежать повторений, а в итоге все это ведет к коренной переработке записей, к их совершенствованию, улучшению восприятия материала, его глубокому изучению, анализу и к проверке усвоения пройденного.
Далеко не каждый знает, что такое конспект. Обычно так называют любую краткую запись, тогда как конспект — это краткое письменное изложение или краткая запись содержания. В этом случае имеют в виду конспект какого-либо литературного источника. На таком виде конспекта мы и остановимся чуть позже. А сейчас — несколько слов о конспекте лекций.
Конспектом лекций называют краткое изложение своими словами не в ущерб содержанию всего того, что было сказано лектором (преподавателем) по той или иной теме на занятиях. С этим видом учебной работы имеют дело практически все школьники и студенты. Почему необходимо писать конспекты лекций и как их писать?
В пользу конспекта лекций говорит следующее.Во-первых, преподаватель всегда готовится к лекциям (даже если читает их не первый год), поэтому материал лекций соответствует уровню современных идей и разработок по освещаемым вопросам.Во-вторых, полный конспект лекций того или иного преподавателя существенно сокращает время, затрачиваемое студентом на подготовку к экзамену.
Для ведения конспекта по какому-либо предмету в тетради на внутренней стороне обложки следует написать всю библиографию рекомендуемой литературы. Необходимо это делать для того, чтобы, получив материалы в библиотеке, можно было всегда вне занятий дома дополнить свой конспект теми вопросами, в которых вы не разобрались во время лекции. Только делать эти дополнения необходимо систематически, в дни, когда была прочитана лекция, чтобы у вас к следующему занятию пробелов в изложенных преподавателем вопросах не было.
Всем известно, что любой студент уже со школы многие слова в текстах, которые он пишет, передает устоявшимися значками и сокращениями. Чтобы по прошествии значительного времени вы могли разобраться в своих записях, рекомендуем все эти значки вынести на внутреннюю сторону обложки конспекта и расшифровать их. Это, к тому же, позволит и вашим друзьям воспользоваться конспектом в случае переписывания пропущенной лекции в свою тетрадь.
При ведении конспекта лекций не пытайтесь записывать каждое слово преподавателя — все равно не успеете. Некоторые студенты считают, что чем подробнее будет записан конспект лекций, тем лучше. Но это мнение ошибочно. Очень подробные конспекты пишут старательные, но не очень «сильные» студенты, и такие конспекты в основном ценятся теми, кто сам на лекции не был (а на семинаре или на экзамене отвечать надо). Слабость подробно конспектирующего состоит в том, что,во-первых, ему некогда думать над содержанием — он поглощен процессом записи на слух;во-вторых, уверенность в надежности конспекта расслабляет работу запоминающего механизма человека. В результате производительность труда в целом получается невысокая.
При слушании и конспектировании учебной лекции решаются следующие учебные задачи: понять — осмыслить — зафиксировать — запомнить. Основное — понять речь лектора; можно ограничиться записью основных пунктов плана и тех данных, которые лектор диктует или пишет на доске. Далее, следует приучать себя делать план-конспект (пункты расширенного плана, наименования, даты, некоторые термины и краткие формулировки важнейших положений). Следующий этап — уже собственно конспект, с расширенной фиксацией основных положений и некоторых цитат.
Конспекты лекций студентов на старших курсах в принципе должны быть короче, чем на младших. Это обусловлено тем, что у студента к старшим курсам уже накапливаются базовые научные знания, которые не требуют фиксации; развиваются навыки логического развертывания значительного содержания по немногим опорным положениям; появляются навыки владения строем учебно-научной речи. Сэкономленное на записи время целесообразно употребить на расширенное и углубленное обдумывание получаемой в процессе слушания лекции информации.
Если на лекции вы чего-либо не поняли, необходимо, не стесняясь, поднять руку, и преподаватель, прервав лекцию, ответит на ваш вопрос. Благодаря этому ваша запись в конспекте по излагаемому вопросу будет логически связной.
Теперь о конспекте литературного источника. Главное требование к конспекту такого рода: запись должна быть систематической, логической, чтобы ею мог пользоваться не только составитель, но и другой читатель. В этом случае к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться даже через несколько лет после его написания. Конспект — наиболее универсальный вид записей в сравнении с другими их формами. При работе с ним меньше риска «заблудиться» в чужих мыслях, чем при использовании выписок, планов и даже тезисов. Одно замечание: если вы собираетесь давать свои конспекты другим студентам или обращаться к этим записям спустя годы, следует вести их аккуратнее. Так, в одном из писем А. П. Чехова своему поклоннику мы читаем: «Ваш трагический почерк — последнее слово инквизиции. Он, пока я прочел Ваше письмо, вывихнул мне глаза».
Каковы особенности составления конспектов литературных источников? Как и при составлении конспектов лекций, прежде всего, необходимо стремиться к форме связного пересказа прочитанного, но делать это не в ущерб другим, более важным качествам конспекта — ясности и краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять пространными словесными переходами. При конспектировании исходят из главной идеи текста, соотнося с ней содержание каждой из выделяемых частей, сжато фиксируя наиболее ценные компоненты содержания, а также опоры для запоминания (собственные наименования, даты, некоторые термины, символы и пр.).
С другой стороны, конспекты такого рода (как и конспекты лекций) при своей обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Ясно, что утверждение, не подкрепленное фактом или примером, будет менее убедительным и труднее запоминается. Поэтому, составляя конспект, стараются записать не только основные положения. Не стоит бояться повторений, если онипо-новомуподводят к вопросу или, в дополнение, более выразительно освещают его.
В ваших записях может быть отражено отношение пишущего к литературному источнику. Однако при этом следует излагать текст таким образом, чтобы можно было впоследствии легко понять, где трактовка вопроса авторская, а где ваша личная.
Конспекты условно можно разделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляют на основе предварительного плана произведения. При этом определенная часть конспекта в такой записи отвечает последовательно на каждый из вопросов плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект является незаменимым пособием при необходимости быстро подготовить доклад или выступление.
Текстуальный конспект в основном состоит из цитат, которые связываются друг с другом логическими переходами. Такой конспект — прекрасный источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты; при изучении материалов его целесообразно использовать для сравнительного анализа произведений разных авторов.
Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, а иногда и тезисов. Этот тип конспекта требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения произведения. В данном случае необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Свободный конспект, являясь наиболее полноценным, в то же время достаточно трудоемок, его сложно подготовить за один раз.
Тематический конспект в большей или меньшей степени освещает определенную тему по нескольким первоисточникам. Особенностью конспекта является то, что, разрабатывая конкретную тему по ряду литературных материалов, он не раскрывает всего содержания используемых произведений.
Делая вывод, следует сказать, что в полной мере освоить работу с конспектами весьма трудно. Для этого вначале необходимо овладеть методикой подготовки выписок, затем составлением планов, а в дальнейшем — тезисов. Однако даже не проходя всей цепочки последовательно, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты.